Главная » Статьи » Мои статьи

родителям о развитии речи детей

Познавая окружающий мир, ребёнок знакомится со словесным обозначением каждого предмета (каждое слово именует определённое представление, образ, действие, понятие). Для свободного общения с окружающими его людьми дошкольнику необходимо освоить не только речевые навыки, но и грамматические, и лексические правила языка.

Вы, уважаемые родители, можете помочь в освоении этих знаний и правил своему ребёнку, используя речевые игры, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Такие игры полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринуждённо, с учётом возрастных интересов и возможностей.

Вот некоторые из них:

«Подбери эпитеты к предмету»

 Ребёнку называется предмет. Каким он бывает? Например, собаки большие, добрые, охотничьи, пожарные и т.п. Или - «Узнай по эпитетам предмет». Например, предложить ребёнку отгадать: что это - зелёная, белоствольная, кудрявая, стройная, душистая? (берёза). Слова должны связываться со знакомыми дошкольнику представлениями. В составлении таких загадок должен участвовать и сам ребёнок.

«Подбери к предмету действия (глаголы)»

Ветер что делает? Лошадь что делает? и т.д. Или – «Подбери к действиям предмет». Например, на небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? (солнце).

«Подбери обстоятельства»

Учиться можно как? Хорошо, лениво, прилежно, долго и т.п.

«Нюансы смысла слова»

Например, дом, домик, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Предложите ребёнку составить с этими словами фразы.

«Вставь пропущенное слово»

Давая ребёнку предложения, в которые вставить подлежащее, сказуемое и т.д., надо хорошо обдумать их содержание; оно не  должно быть слишком просто и не должно затруднять дошкольника. Составлять такие предложения может и сам ребёнок, а заканчивает взрослый. Например: «Утром мама отвела дочку в … (детский сад)»  

«Придумай распространённое предложение»

Здесь надо обращать внимание на правильное построение предложений. Например: «Садовник поливает… (что? Где? Когда? Зачем?)» «Дети идут… (куда? С кем? Зачем?)» и т.д.

«Добавление придаточных предложений» (подведение к будущим предложениям по грамматике). Взрослый читает главное предложение, а ребёнок добавляет придаточное. Например: «Машу отдали в ясли, потому что … (мама поступила на работу)» и т.д.

«Составь части целого»

Называется предмет и определяются его составные части (например, дерево – это ствол, ветки, корни, сучья, листья, почки и т.д.).  Или даётся задание: по частям определить целое (например,  циферблат, стрелки, маятник. Что это?).

«Составь предложение с определённым словом»

Ребёнку дается слово; он должен составить предложение и включить в него это слово. Например: «бутерброд» (на завтрак мы ели бутерброд и запивали его чаем).

«Составь предложение с несколькими данными словами»

Ребёнку даётся 3-4 слова, которые нужно вставить в предложение. Следует добиваться, чтобы он не повторялся в своих примерах, по возможности разнообразил и усложнял их. Например: «утро, день, вечер» (утром я просыпаюсь и иду в детский сад, днём играю с друзьями, вечером с мамой возвращаюсь домой).

«Отгадывание и составление загадок»

Народное творчество создало много загадок, характеризующие предметы и явления. Пусть ребёнок заучит их наизусть как образцы образной народной речи. Следует побуждать дошкольника и к придумыванию загадок.

«Заучивание и произношение скороговорок»

Ребёнок приобретает навык произносить их быстро, отчетливо. Это необходимо и полезно детям с неповоротливым языком; но к ним нужно относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать. Например: «Из-под топыта копыт пыль по полю летит», «Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила».

Кроме того нужно оберегать ребёнка от восприятия речевых форм, могущих испортить его язык; поднимать культуру речи окружающих; каждому взрослому находящемуся в общении с ребёнком относиться критически к собственной речи, работать над её усовершенствованием; всемерно заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образцы совершенной речи.

Овладение правилами грамотной речи в дошкольном возрасте поможет ребёнку-дошкольнику во время обучения в школе (при пересказе прочитанного или услышанного, самостоятельного составления рассказа; написании диктантов, изложений и сочинений).

Категория: Мои статьи | Добавил: moiseevalarsi (27.04.2016)
Просмотров: 237 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar